пятница, 28 января 2011 г.

Куда делись карты в известном блокбастере?

С кем играли казаки на картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"? И куда делись карты в блокбастере "Тарас Бульба"? Эти вопросы волнуют многих читателей и зрителей.
Данная статья, возможно, прояснит ситуацию.
5 августа в нашем календаре - дата особая. В 1940 году в этот день умер известный историк казачества, директор днепропетровского исторического музея Дмитрий Яворницкий, и пятого же августа 1844 года на свет появился  будущий художник Илья Репин, автор легендарного полотна "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", произведшего фурор среди культурного общества того времени. Многие зарисовки к картине делались в Екатеринославе. Русско-украинский блокбастер «Тарас Бульба» Владимира Бортко, который вышел на экраныла тоже в начале августа, но в 2009 году, в одном из своих эпизодов воспроизводит эту сцену.
Моделей для полотна, как уже сказано, Репин искал на Екатеринославщине .
Репинская картина необычна во многих планах. Прежде всего, тем, что имеет целых три списка (если не считать написанного в 1878 году эскиза) - с одним сюжетом, но с совершенно разными персонажами. Кроме того, есть информация о том, что в 20-х годах, проживая после революции в Финляндии, стареющий художник написал и четвертый вариант по заказу Шведского королевского музея в Стокгольме.
Какой же вариант можно считать «подлинным», написанным от души?
- Первый список писался долго, - рассказала  искусствовед Олекса Шведив. – Его Репин подарил Яворницкому, а затем Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии. Искались люди, умевшие непринужденно и красиво смеяться. Для образа писаря позировал Дмитрий Яворницкий - рассмешить его помог журнал с карикатурами. Яркий, жизнерадостный Иван Сирко – киевский генерал-губернатор. Репин любил у него перекусить варениками и, как честный человек, щедро расплатился за угощение главной ролью на своем полотне. Раненый в голову могучий казачина списан с известного художника Николая Кузнецова и олицетворяет гоголевского Остапа, а стоящий за ним красавчик, соответственно, - Андрея; войсковой судья в черной шапке и золотистой сорочке – Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке – его сын. Полуголый запорожский вояка - приятель Репина и Яворницкого,   педагог Константин Белоновский. А владелец обширной лысины - Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почетный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он наотрез отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий. пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и жутко обиделся на обоих приятелей, но делать было нечего...
Второй вариант картины (1880-1891 гг.) хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Кто для него позировал, осталось неясно. В центре картины изображен всё тот же Иван Сирко. Рядом с писарем - зажиточные казаки, о чем свидетельствует их одежда и оружие.
А третий вариант (1893 г.) хранится в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках.
Полностью читать материал здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий