суббота, 12 февраля 2011 г.

ПОЧЕМУ ГЕРАСИМ НЕ УШЁЛ С МУМУ В ДЕРЕВНЮ

                                                                                                                                   
 "Муму» – эта трогательная повесть о щенке и немом. Нет ничего проще, чем немое мычание и ничего трагичнее смерти. Почему-то в школе на уроках литературы Герасима стараются показать как положительного героя. Хотя это не совсем так. И дети это чувствуют. Единственный герой, который вызывает у них сочувствие и зачастую слезы, это собачка. Да и Тургенев, собственно говоря, писал о внутренних противоречиях простых необразованных людей, переходящих в трагедию всего человечества. По сути Герасима сломали, отчасти изуродовали, отбив напрочь у него стремление к духовному сближению с кем-либо из живых.
Как часто рассказ "Муму" остаётся в памяти читателей жутковатой историей о бессмысленно загубленной собачке, вызывая недоумённый вопрос: "Почему же Герасим не ушёл вместе с ней в деревню?" Неужели он, такой большой и сильный, смог убить беззащитное существо?" Неужели начало всему в молчаливом "Слушаю-с!", укоренившемся в его сознании и ставшем воплощением того порядка, которому он привык подчиняться? Может быть, лишившись Муму, Герасим в отчаянном горе своём ощутил не только одиночество и потерянность, но и спасительную близость жестоко отнятого у него мира.
Иллюстрации В. Кожевниковой к повести И. С. Тургенева «Муму» многим из нас помогут вскрыть эту трагедию. Черточки и линии складываются в образы, которые потрясают своей безнадежностью. Живой взгляд только у собаки.
В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. Дидактический материал для учителей.

1 комментарий: