среда, 28 сентября 2011 г.

Подготовка к заданию А4 (Фонетика. Гласные звуки)

В проекте ДЕМО-2012 ГИА по русскому языку появилось задание по фонетике (А4). Задание лёгкое. Но только для тех, кто владеет теоретическим материалом по данной теме. Если же у вас всё-таки имеются пробелы в отношении звуков речи, тогда эта статья вам поможет их устранить. Пост содержит теорию, два практических задания, ссылку на ответы с комментариями, а также на тест в режиме онлайн.
Теория
Фонетика - это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.
Остановимся подробнее на гласных звуках.
В русском языке 6 гласных звуков: [а, о, у, и, ы, э]. Они бывают ударные и безударные.
Для сравнения: гласных букв в русском языке 10: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Буквы Е, Ё, Ю, Я особенные, в отличие от других гласных букв, они могут давать 2 звука:
Е -[ Й’ Э] (под ударением), [ Й’ И ] (без ударения)
Ё - [ Й’ О] (всегда стоит под ударением)
Ю - [ Й’ У]
Я - [ Й’ А] (под ударением), [ Й’ И] (без ударения).
В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут давать 2 звука?
Если стоят:
в начале слова (ель)
после гласной (поёшь)
после Ь, Ъ (вьюн, объявление).
Буквы Е, Ё, Ю, Я дают 1 звук, если стоят после согласной:
Е - [ Э] (под ударением - петь), [И] (без ударения - звенит)
Ё - [ О] (мёд)
Ю - [ У] (ключ)
Я - [ А] (под ударением - мяч), [ И] (без ударения - тянуть).
Запомните: в русском языке НЕТ звуков Е, Ё, Ю, Я!
Рассмотрим случаи, когда гласная буква не совпадает со звуком.
Случай 1. Если буквы О, Е, Я стоят в слове в безударном положении, то они дают следующие звуки:
буква О - звук А (корзина [ А] )
буквы Е и Я - звук И (светло [И], съедобный [ Й’ И ] ; вязать [И] , съязвил [ Й’ И ] ).
Случай 2. Если гласная буква И стоит после всегда твёрдых согласных Ж, Ш, Ц, то она даёт звук Ы: жизнь, широкий, цирк - [ Ы].
То же самое касается и гласной Е, если она стоит после указанных выше согласных и на неё не падает ударение: жевательный, шерстяной, центральный - [ Ы].
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий