вторник, 28 февраля 2012 г.

Уроки русского: от упражнений к интерактивным диктантам

Чем объяснить низкий уровень практической грамотности выпускников средней школы? Если пытаться найти конструктивный ответ на этот вопрос, то придется обращаться к изучению психологических закономерностей понимания и запоминания.
Вот один из важнейших для педагогики выводов, который был сделан в результате многолетних исследований известным психологом Петром Ивановичем Зинченко еще в 60-е годы прошлого века: «Материал, составляющий непосредственную цель действия, запоминается конкретно, точно, более эффективно и прочно; тот же материал, относящийся к способам осуществления действия (операциям), запоминается обобщенно, схематично, менее эффективно и менее прочно».
В большинстве учебных пособий главы, посвященные орфографическим и пунктуационным правилам, строятся по одной и той же простой схеме. Сначала ученику предлагается правило, сформулированное в виде трех-четырех предложений по формуле «если…, то..., например, … ….», а ниже помещаются несколько упражнений, состоящих из примеров с пропущенными буквами и знаками препинания. Выполнение таких упражнений и составляет основную деятельность учеников при традиционном преподавании русского языка. Давайте проанализируем, что «конкретно, точно, более эффективно и прочно» запоминает ребенок при выполнении упражнений из учебников по русскому языку. В большинстве случаев, увидев слово с пропущенной буквой, обычный школьник обращается к правилу, которое напечатано в книжке перед упражнением, выбирает нужную букву и грамотно записывает слово. Правило в такой деятельности является средством достижения цели, а целью, соответственно, оказывается вставленная буква. Согласно описанной выше психологической закономерности получается, что традиционные упражнения эффективны лишь для того, чтобы запоминать, как пишутся конкретные слова, но не для того, чтобы качественно и долговременно закреплять в памяти правила.
Б.А. ПАНОВ
Продолжение следует.
Читать здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий