среда, 30 января 2013 г.

Вдоль и поперек языка

Ледники медленно стекают с гор. Камень, вмёрзший в лёд, за год продвигается, влекомый ледником, на несколько метров.
Так же медленно движется и язык. Если спросить пожилого человека, изменился ли современный язык по сравнению с языком его юности, он скорее всего ответит: «Конечно! Сколько новых слов появилось, многих и не знаешь, и разные новые обороты речи... А кроме того, то и дело слышишь некультурную речь...». Но ведь имеются в виду лишь поверхностные и недолговечные новшества (новые словечки во множестве появляются и быстро умирают), а не глубины языка. Никто не скажет: «За последние десятилетия появились новые падежи, а старые изменили своё грамматическое значение». Никто не найдёт серьёзных изменений в спряжении глаголов, никто не заявит, что произношение претерпело большие изменения... Чего нет — того нет. Речь очень изменчива и часто подвержена моде, но язык как целостная система обладает огромной устойчивостью.
Сохранилась звукозапись речи Льва Толстого. Если мы её прослушаем, то скажем: это говорит наш современник. Некоторые отличия в произношении и в словоупотреблении — очень редкие — были бы заметны только языковедам.
Однако язык изменяется. Но поскольку никому в течение своей жизни не приходилось быть свидетелем резких изменений в языке, обычно люди не замечают его движения — как они не замечают движения ледника.
Если спросить ученика-отличника, где корень в слове председатель, он почти наверняка сразу же, не думая, ответит: Сед/ как в глаголе сел, сидеть. Ответ неверный. Да, были времена, когда существовал живой оборот председатель перед кем-то (перед собранием, за столом заседания). Тогда в слове председатель была приставка пред-. Председатель означало "сидеть пред', и это было 

Читать дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий