суббота, 28 июня 2014 г.

Символика колокольчиков пушкинской поры


 Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.
Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял ещё множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.
Еду, еду в чистом поле,
Колокольчик динь-динь-динь,
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
            Пушкин А.С. «Бесы»
Н. Я. Эйдельман обратил внимание на то, что колокольчик, как знак, сопровождал Пушкина всю его жизнь: «Колокольчик — это дорога, заезжий друг; колокольчик — это страх, предписание <…> Колокольчик загремит у Михайловского и в ночь с 3 на 4 сентября 1826 года: фельдъегерь, без которого «у нас, грешных, ничего не делается», привозит свободу, с виду похожую на арест. Колокольчик увёз Пушкина в Москву, вернул в Михайловское, затем — в Петербург, Арзрум, Оренбург — и провожал в последнюю дорогу…»

Для Пушкина и его современников, колокольчик – это дорога, символ счастливой и неожиданной встречи; колокольчик — это страх, предписание, звон, сопровождающий всю жизнь и провожающий в последнюю дорогу.
И мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик — дар Валдая —
Гудит, качаясь, под дугой…
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий