суббота, 28 июня 2014 г.

Семантика, этимология, символика слова «колокол»

 Слово «колокол» в «Школьном этимологическом словаре русского языка» Шанского и в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова по своему происхождению общеславянское. Оно заключает в себе следы двух  корней: колокруг (отсюда уменьшительное: «кольцо») и кол — глухой вариант корня голзвук. Изначальный смысл его, в соответствии с происхождением слова, может быть определён как «звук из круга», «круговой» (то есть общий) голос, что соответствовало его функции — созывать людей для молитвы или для решения какого-то общего дела. Его звук — выражение «гласа народа»: колокола при церквах «зовутся также Божьим гласом». Поэтому колокол — олицетворение величия, спокойствия и стабильности.
В « Большой советской энциклопедии» можно прочитать: «Колокол - ударный сигнальный инструмент. Имеет форму полой открытой (срезанной) снизу груши, внутри которой подвешен ударник (язык). Изготовляется из бронзы. В России были отлиты самые большие в мире колокола (35,5 и более тонн); Царь – колокол, который находится в Московском кремле, весит более 205 тонн. Колокол, как сигнальный инструмент, был известен задолго до нашей эры. Колокола применяли для самых разнообразных целей: В праздничных шествиях, для приветствия победителей, возвращения начала и конца работы, созыва населения (вечевой колокол), сбора войска и объявления тревоги, для подачи сигналов заблудившимся и потерпевшим бедствие и т. п. С середины 9 века колокольный звон прочно входит в церковный обиход. Для колокола строят специальные звонницы и колокольни. В основе церковного колокольного звона лежит определённая мелодичность и ритмичность последовательность звуков, извлекаемых из различно настроенных колоколов. Звон в один или несколько колоколов поочерёдно (перебор), называется в православной церкви благовестом, а несколько колоколов одновременно – трезвоном.
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий