среда, 15 октября 2014 г.

Судьба поэта

В ночь со 2 на 3 октября 1814 года (в доме генерал-майора Толя напротив Красных ворот) в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой, родился Михаил Юрьевич Лермонтов.
 Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
 Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
 Люблю священный блеск твоих седин
 И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Отрывок из юношеского сочинения Михаила Лермонтова 
Кто  никогда не  был на  вершине  Ивана  Великого,  кому  никогда  не случалось окинуть одним взглядом всю  нашу древнюю столицу с  конца в конец, кто ни  разу не любовался  этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не  имеет понятия о Москве,  ибо  Москва  не  есть обыкновенный  большой город,  каких  тысяча;  Москва   не  безмолвная громада камней  холодных, составленных  в симметрическом  порядке...  нет!  у нее есть своя душа, своя жизнь.
 Что сравнить  с  этим  Кремлем,  который,  окружась  зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов,  возлежит на высокой  горе, как державный венец на челе грозного владыки?..
Покидая Москву в последний раз, поэт говорил: «Если бы мне позволено было оставить службу, с каким удовольствием поселился бы я здесь навсегда.
Михаил Лермонтов почти не помнил своей матери: Мария Михайловна Лермонтова умерла в 1817 году в возрасте двадцати одного года от чахотки.
«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». «Казачья колыбельная песня»
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, составила завещание, по которому все ее имение после ее кончины должно было бы перейти к внуку, но только в том случае, если до этого времени он будет жить при ней, а не при отце. Юрий Петрович, отец поэта навсегда уступил право воспитания сына бабушке.
Елизавета Алексеевна горячо любила внука. « Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем», - писала она в 1836 году.
 « Ужасная судьба отца и сына» 
В детстве Лермонтов был слабым, болезненным ребенком и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться теплыми минеральными водами. С темой Кавказа связаны крупнейшие произведения: «Измаил-Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик», «Герой нашего времени» и др. Пышная и строгая, величественная и дикая природа Кавказа, мужество, радушие, свободолюбие его народов - всему этому поэт отдает дань уважения и восхищения. Лермонтов-художник пишет картины на кавказские темы.
«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. «Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…» - писал 
В. Г. Белинский.
 Стихотворение «Кавказ» написано весной 1830 года. Летом 1825 года Лермонтов познакомился на кавказских водах с девятилетней девочкой. Он рассказывает о ней в заметке от 8июля 1830 года: « Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей, он мне любезен, сам не знаю почему …Белокурые волосы, голубые глаза…с тех пор я ничего подобного не видал, или мне это кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз. Горы Кавказские для меня священны…»
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий