СТРАНИЦЫ

понедельник, 3 ноября 2025 г.

Универсальный список литературы для подготовки к итоговому сочинению

 

Произведения из школьной программы по литературе
"Недоросль". Д.И. Фонвизин (Краткое содержание, Анализ)
"Бедная Лиза". Н.М. Карамзин
"Горе от ума". А.С. Грибоедов (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Чацкого)
"Капитанская дочка". А.С. Пушкин (Краткое содержание, Характеристика Гринева)
"Евгений Онегин" А.С. Пушкин (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Онегина)
Цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". А.С. Пушкин
"Маленькие трагедии". А.С. Пушкин
"Мцыри". М.Ю. Лермонтов (Характеристика Мцыри)
"Герой нашего времени". М.Ю. Лермонтов (Краткое содержание, Характеристика Печорина)
"Шинель". Н.В. Гоголь (Краткое содержание, Характеристика Башмачкина)
"Портрет". Н.В. Гоголя
"Гроза". А.Н. Островский (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Катерины)
"Отцы и дети". И.С. Тургенев (Краткое содержание, Анализ, Характеристика Базарова, Николая Петровича Кирсанова)
"Обломов". И.А. Гончаров (Краткое содержание, Характеристика Обломова, Штольца)
"Премудрый пискарь". М.Е. Салтыков-Щедрин (Краткое содержание)
"Война и мир". Л.Н. Толстой. (Краткое содержание, Анализ. Характеристика Болконского)
"Студент", "Ионыч" (Краткое содержание, Анализ, Читать рассказ), "Человек в футляре". (Читать рассказ, Характеристика Беликова), "Дама с собачкой"(Читать рассказ), "Смерть чиновника", "Хамелеон" (Читать рассказ).  А.П. Чехов
"Вишневый сад". А.П. Чехов (Краткое содержание, Анализ)
"Господин из Сан-Франциско". И.А. Бунин (Краткое содержание)
"Гранатовый браслет". А.И. Куприн
"На дне". М. Горький (Краткое содержание, Анализ)
"Судьба человека". М.А. Шолохов
"Мастер и Маргарита". М.А. Булгаков (Краткое содержание, Характеристика Воланда, Иешуа, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Мастера)
"Уроки французского", "Прощание с Матёрой". В.Г. Распутин
"Чучело". В.К. Железников
"Обелиск". В.В. Быков (Краткое содержание)
"Мы". Е.И. Замятин (Краткое содержание, Характеристика Д-503)

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

О чём писать в итоговом сочинении по темам указанных разделов.
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
 связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
 нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
 касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
 позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
 побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
Темы этого раздела:
 связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
 нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
 касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
 позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
 побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
 связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
 нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
 касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
 позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
 побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Ссылка здесь

СТРУКТУРА ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Итоговое сочинение — письменная работа, направленная на развитие аналитического мышления и навыков структурированного письма. Главная задача — ответить на поставленный вопрос, основываясь на литературных произведениях и собственных рассуждениях. При успешном прохождении испытания ученик получает «зачёт» и допуск к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Также некоторые вузы учитывают итоговое сочинение при поступлении, за хорошую работу могут добавить до десяти баллов к результатам ЕГЭ. 
СТРУКТУРА ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ в 2025-2026  учебном году
Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы. Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения.
Разделы и подразделы ИС
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 
1.3. Познание человеком самого себя. 
1.4. Свобода человека и ее ограничения. 
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 
2.2. Человек и общество. 
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек. 
3.2. Наука и человек. 
3.3. Искусство и человек. 
3.4. Язык и языковая личность. 
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; 
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; 
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объём итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём собственного текста участника итогового сочинения. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается 
по критериям: 
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом).
При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» - одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров: пословиц, поговорок и т.д.), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Зачёт ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме не более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Для оценивания итогового сочинения необходимо получить хотя бы один "зачёт" по критериям 3-5.

Утверждены сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2025-2026 учебном году

Дата опубликования  сроков проведения итогового сочинения (изложения) 
31 октября 2025 года
Основная дата проведения итогового сочинения – 03 декабря 2025 года.
В дополнительные сроки 04 февраля и 08 апреля 2026 года смогут написать сочинение те участники, которые получили «незачёт» в основную дату или пропустили экзамен по уважительной причине с документальным подтверждением.
Напомним, что успешное написание сочинения является для обучающихся 11 (12) классов допуском к государственной итоговой аттестации.
Продолжительность ИС - 3 часа 55 минут (235 минут), начало в 10:00 по местному времени.
Ссылка здесь

ОГЭ 2025

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.11.2024 № 788/2090 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году".
(Зарегистрирован 10.12.2024 № 80516)
Ссылка здесь
Некоторые даты проведения ОГЭ в 2025 году согласно приказу
Основной период:
21 мая (среда) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский);
22 мая (четверг) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский);
26 мая (понедельник) — биология, информатика, обществознание, химия;
29 мая (четверг) — география, история, физика, химия;
3 июня (вторник) — математика;
6 июня (пятница) — география, информатика, обществознание;
9 июня (понедельник) — русский язык;
16 июня (понедельник) — биология, информатика, литература, физика.
Резервные дни: 
26 июня (четверг) — русский язык;
27 июня (пятница) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
28 июня (суббота) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
30 июня (понедельник) — математика;
1 июля (вторник) — по всем учебным предметам;
2 июля (среда) — по всем учебным предметам.
Дополнительный период:
2 сентября (вторник) — математика;
5 сентября (пятница) — русский язык;
9 сентября (вторник) — биология, география, история, физика;
12 сентября (пятница) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский), информатика, литература, обществознание, химия.
Резервные дни:
17 сентября (среда) — русский язык;
18 сентября (четверг) — математика;
19 сентября (пятница) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
22 сентября (понедельник) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
23 сентября (вторник) — по всем учебным предметам.
ОГЭ по всем учебным предметам начинается в 10:00 по местному времени.

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Подлежащее – то, о чём говорится в предложении. Чтобы не ошибиться с подлежащим, нужно задать общий вопрос о ком/о чём говорится в предложении.
Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем в предложении.
Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.
Подлежащее должно стоять в И.п.
Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.
В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО.
Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием.
Подлежащее = словосочетание
1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)
Пример: Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч).
!!! Брат с сестрой шёл по дороге. (в этом предложении подлежащее – брат).
2. Числ. (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)
Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее.
Примеры:
Пять тетрадей лежало на столе.
Двое ребят шли по дороге.
Часть группы осталась в стороне.
Много ребят пришло в аудиторию.
3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)
Примеры: Двое из нас пришли. Трое из ребят остались.
4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы) Пример: Наступило начало сентября.
5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.
Примеры: Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)
На небе расстилался млечный путь.
6. Неопределённое местоимение от …кто …что +имя
Пример: Что-то неприятное было в его облике.
Сказуемое бывает:
1. Простое глагольное сказуемое (ПГС).
2. Составное
-именное сказуемое (СИС);
-глагольное сказуемое (СГС).
1. ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.
1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).
Он пришёл. Он идёт. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идёт. Они пришёл бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС).
2. Инфинитивом (начальной формой глагола). Курить – здоровью вредить.
3. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.).
2. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка).
- СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив.
Способы выражения глагола-связки:
1) Глаголы со значением "начало", "продолжение", "конец действия".
Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.
2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).
Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.
3) Словами можно, нужно, надо и т.д Можно выйти? Нужно верить.
- СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (именная часть может быть выражена существительным, прилагательным, местоимением, числительным, наречием, словом категории состояния или причастием).
Примеры составных именных сказуемых:
«С самого утра ветер был сильным» (составное именное сказуемое — «был сильным»).
«После окончания института моя сестра станет юристом» (составное именное сказуемое — «станет юристом»).
«Руслан — отличный хирург» (составное именное сказуемое — «хирург»).
«Я был первым в списке» (составное именное сказуемое — «был первым»).
«Пирог остался нетронутым» (составное именное сказуемое — «остался нетронутым»).
«Ветер был попутный» (составное именное сказуемое — «был попутный»).
«Он был обижен на меня» (составное именное сказуемое — «был обижен»).
«Чай был холодный» (составное именное сказуемое — «был холодный»).
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, которая может быть выражена существительным, прилагательным, местоимением, числительным, наречием, словом категории состояния или причастием.
Способ выражения глагола-связки:
1. Бытийные глаголы ыть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)
2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался).
Примечание: Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать: Он врач. (составное именное сказуемое).

Алгоритм выполнения задания 2 ОГЭ

1. Внимательно прочтите текст задания.
2. Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.
3. Подумайте, простые перед вами предложения или сложные. Все ли однородные подлежащие и сказуемые вы нашли?
4. Сравните выделенные основы с вариантами ответов. Проверьте, все ли однородные члены выписаны в ответе.
Помним: нужно выбирать только те ответы, в которых основа выписана верно (без лишних слов). Это может быть только одна из основ сложного предложения.
5. Выписываем цифры правильных ответов (помним, что в бланк ответ записывается без запятых и пробелов).