СТРАНИЦЫ

среда, 26 декабря 2012 г.

"Нас нельзя разлучить..." Афанасий Фет и Мария Лазич

Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Но их судьба сложилась несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Это несчастье наложило на жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует “она”, овеяны трагичностью и тоской. Вместе с Марией Лазич погиб и его идеал, который звучал теперь только в стихах — воспоминаниях о ней. 
Стихотворение “На заре ты ее не буди...” овеяно чистой, искренней, нежной любовью к возлюбленной. 
На заре ты ее не буди, 
На заре она сладко так спит; 
Утро дышит у ней на груди, 
Ярко пышет на ямках ланит. 
В этом четверостишии наравне с “ней” действует природа. Поэт употребил анафору “на заре” с целью показать, как неразрывны для него любовь и природа.  
В женщине Фета больше всего привлекали волосы: 
И, чернеясь, бегут на плеча 
Косы лентой с обеих сторон. 
Любопытно здесь то, что поэт пишет не о черных косах, а о том, что они, чернеясь, бегут. Эта лирическая дерзость изобретена Фетом, чтобы показать их переливчатость, пластичность, мягкость. 
Следя за развитием сюжета, мы обнаруживаем луну. Луна, как известно, — символ разлуки, и она часто присутствует в стихотворениях о “ней”. 
И чем ярче играла луна, 

И чем громче свистел соловей,  
Всё  бледней становилась она, 
Сердце билось больней и больней. 
Это четверостишие навевает грусть, даже страх. Чем ярче разгоралась луна, тем ей становилось хуже. Как будто, умирая, она уходила все дальше и дальше. 
Стихотворение “Нет, я не изменил. До старости глубокой...” не описывает и не показывает того, к кому оно обращено. Но из строк стихотворения мы 
понимаем, что оно посвящено Марии Лазич. 

Читать дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий