Блог учителя русского языка и литературы Соколовой Аллы Васильевны, адресованный её ученикам, их родителям и всем, кому интересны проблемы современной школы и, в частности, проблемы преподавания словесности
СТРАНИЦЫ
▼
четверг, 7 февраля 2013 г.
Надлежащее подлежащее
На уроках русского языка школьников учат начинать разбор предложения с выделения грамматической основы: подлежащего и сказуемого. Понятно, почему в основу входит сказуемое, — обладая предикативностью, оно и делает предложение предложением, а вот почему так высок статус подлежащего? Почему в предложении С утра долго и упорно мой трудолюбивый сосед забивает гвоздь в стену молотком мы считаем слово сосед более важным членом предложения, чем слова молоток, гвоздь и стена? С точки зрения носителей многих других языков, подлежащее принципиально не отличается от всех остальных членов предложения, называющих участников ситуации. Особенность русского языка состоит в том, что между подлежащим и сказуемым существует двусторонняя связь. Это значит, что не только сказуемое может определять форму подлежащего в именительном падеже (через связь управления), но и подлежащее способно оказывать влияние на форму лица и числа или рода и числа сказуемого (через связь согласования). Смена сказуемого не влечёт изменения формы подлежащего, которое так
Комментариев нет:
Отправить комментарий