суббота, 25 октября 2025 г.

Анзор Музаев посоветовал абитуриентам-гуманитариям готовиться к ЕГЭ по истории

Выпускникам, поступающим на гуманитарные направления в университеты России в 2027 году, нужно уже сейчас задуматься о подготовке к ЕГЭ по истории. Об этом заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев в четверг на Форуме учителей истории и обществознания в МГИМО.
"Экзамен по истории станет обязательным для поступления на гуманитарный профиль. Так что, тем, кто сейчас учится в 10-м классе и планирует поступать на гуманитарные направления в 2027 году, нужно ориентироваться на то, что вместо обществознания будет история", - сказал Музаев.
Он подчеркнул: этот учебный год - переходный, чтобы все было справедливо по отношению к выпускникам 2026 года, которые уже начали готовиться к поступлению, ориентируясь на сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Напомним, на днях опубликован проект приказа об изменениях в перечне ЕГЭ для поступления на 2026/2027 учебный год: в числе вступительных испытаний на такие направления подготовки, как "Социология", "Юриспруденция", "Конфликтология", "Таможенное дело" и др. указана история в качестве альтернативы обществознанию. Вузы могут выбрать один из двух.
Ссылка здесь

четверг, 23 октября 2025 г.

Когда учитель должен выставлять оценки в электронный дневник?

Вопрос. В течение какого времени учитель должен выставить оценку в электронном дневнике
Законно ли, когда учитель за 3–4 дня до конца учебной четверти выставляет оценки, как правило двойки?
Ответ. Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО МГППУ Александра Данилова и кандидат педагогических наук, доцент Елена Подвальная: "Текущие отметки школьникам учитель должен выставлять в электронный журнал непосредственно на уроке или после уроков в тот же день (не позднее 23 ч 59 мин). Исключение составляют выставление отметки за письменные контрольные работы (включая сочинения, изложения по русскому языку и литературе) и выставление результатов оценивания внешних диагностических работ школьников. Срок выставления таких отметок — от 3 до 5 дней.
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/vopros--otvet/otvechayet-pedagog/9341605-kogda-uchitel-dolzhen-vystavlyat-otsenki-v-elektronny-dnevnik

«Скатилась до троек!» Почему отличники перестают хорошо учиться

Как часто вы заглядываете в электронный дневник ребенка? А знаете, какой у него рейтинг в классе? Если ответ на оба вопроса отрицательный, вам можно только позавидовать. Для большинства же родителей, что бы они ни говорили, оценки имеют значение. Как это может испортить жизнь вам и ребенку и можно ли на это как-то повлиять, рассказывает психолог БФ «Дела семейные» Арина Аширбакиева.
Школьная оценка — это важное испытание, с которым сталкивается человек в период формирования личности. Она редко бывает просто цифрой, в нашем сознании оценка быстро превращается в ярлык, диагноз, пророчество и в конечном счете — в часть нашей идентичности.
Ссылка здесь

Когда не нужен репетитор: 5 неочевидных причин, почему ваш ребенок стал учиться хуже

На вопрос «Как дела в школе?» ребенок отвечает, что всё нормально. Но потом вы открываете электронный дневник, а там — стая прекрасных «лебедей». Прежде чем бежать к репетиторам, предлагаем взглянуть на проблему под другим углом: вместе с компанией ТИОН нашли 5 неочевидных причин неуспеваемости. Проверьте, возможно, решение совсем рядом.
Ссылка здесь

Учителям будут доплачивать за "лишних" учеников в классе: Что известно о новом законопроекте

 В Государственную Думу поступил интересный и важный законопроект. Он о том, что учителям, преподающим в переполненных классах, надо в обязательном порядке доплачивать за каждого "лишнего" ученика.Переполненные классы во многих регионах стали чуть ли не нормой. Депутаты предложили платить учителям за дополнительную нагрузку.Переполненные классы во многих регионах стали чуть ли не нормой. Депутаты предложили платить учителям за дополнительную нагрузку. Для того чтобы подобное предложение заработало, необходимо внести поправки в ныне действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ). Предложение наших 
законодателей выглядит более чем своевременным.
Ссылка здесь

среда, 8 октября 2025 г.

Почему говорят «В долгах, как в шелках»?

Фразеологизм "в долгах, как в шелках" употребляют по отношению к человеку, глубоко погрязшему в денежных долгах. Используя данный оборот, о должнике обычно говорят шутливо, с иронией или пренебрежительно.
Этот оборот пришёл к нам из давних времён, когда дворяне занимали деньги, закладывали свои имения только для того, чтобы справить наряды из шёлка, бархата и других дорогих материалов.
Первоначально выражение "в долгах, как в шелках" использовали по отношению не ко всем должникам, а лишь к тем, которые при всех своих финансовых проблемах старались пускать окружающим пыль в глаза. Такие люди хотели казаться состоятельными или даже богатыми, для чего покупали себе красивые и дорогие вещи, например, шёлковую одежду. В XIX веке (а рассматриваемый оборот, скорее всего, появился в это время) некоторые дворяне могли находиться на грани разорения, но при этом всё равно тратили деньги на роскошь для создания видимости благополучия или будучи не в силах отказаться от привычного стиля жизни.
Со временем в интересующем нас устойчивом обороте этот смысловой нюанс утратился. Теперь фразеологизм "в долгах, как в шелках" может употребляться по отношению ко всем должникам, независимо от того, маскируют они нехватку средств дорогими покупками или нет.
Ссылка здесь

Почему число «12» имеет уникальное название — дюжина?

Число 12 - уникальное, в отличие от других чисел, у него есть собственное имя, «дюжина». Но почему именно оно получило такое особое внимание? Ответ кроется в его необычных свойствах и особенностях древней торговли.
Слово «дюжина» пришло в русский язык из французского douzaine, а сама двенадцатиричная система счета считалась более гибкой и удобной задолго до того, как десятичная стала популярной.
В отличие от числа 10, которое делится всего на четыре числа (1, 2, 5 и 10), дюжина обладает шестью делителями: 1, 2, 3, 4, 6 и 12. Это делает её идеальной для расчетов и разбиений на различные равные части. Торговцам в древности было куда проще мыслить такими долями: половина дюжины, треть дюжины, четверть, а также пять дюжин и даже дюжина дюжин (она, кстати, также имела особо название — гросс). В повседневной жизни такие термины упрощали торговлю: яйца, свечи или хлеб часто продавали именно «по дюжине».
Ссылка здесь

Почему Геракл совершил именно двенадцать подвигов?

Вспоминаем о Геракле, и в голове сразу всплывают его подвиги: Немейский лев, Лернейская гидра, золотые яблоки Гесперид… Всего подвигов было двенадцать. Но почему именно двенадцать, а не десять или пятнадцать? Это случайность или так было задумано?
Ответ кроется в самой структуре древнегреческих мифов и в символике числа двенадцать. В античности это число часто обозначало совершенность и полноту: двенадцать месяцев года, двенадцать богов Олимпа, двенадцать знаков зодиака. Для мифотворцев оно стало идеальным «пределом испытаний», через которые должен пройти герой, чтобы доказать свою силу, стойкость и моральное превосходство.
Ссылка здесь

воскресенье, 5 октября 2025 г.

Интересно о падежах

Школьники изучают всего шесть падежей. Но на самом деле их 15. Есть ещё звательный, ждательный, количественно-отделительный, счётный, разделительный, превратительный, лишительный, местный, одолжительный. Однако в школьную программу включены лишь именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Чтобы запомнить название всех 15 падежей, можно использовать несложный мнемонический прием. Просто произнесите вслух предложение: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленки». Каждая буква предложения соответствует названию одного из падежей.

Дорогие коллеги, с праздником!

 Желаю крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и вдохновения. Пусть каждый урок будет успешным, а ученики радуют отличными результатами и уважением.

пятница, 3 октября 2025 г.

Пусть так и будет!

ДА БУДЕТ СЧАСТЬЕ, А С НИМ - НАДЕЖДА. С НАДЕЖДОЙ - ВЕРА, И В ВЕРЕ - СМЫСЛ. В ГЛАЗАХ - СИЯНЬЕ. НА СЕРДЦЕ - НЕЖНОСТЬ.
В ДУШЕ - РАССВЕТЫ. В РАССВЕТАХ - ЖИЗНЬ!

четверг, 2 октября 2025 г.

«Учитель математики» или «педагог математики»: как говорить правильно

У слов «учитель», «педагог» и «преподаватель» есть общее значение — всё это люди, профессионально занимающиеся обучением и преподаванием. Но если копнуть чуть глубже, у них обнаруживаются весьма серьёзные различия.
Правильно: учитель математики
Начнём с определений. «Учитель» — это сотрудник общеобразовательной школы, который преподает какой-либо предмет ученикам.
Педагог» — специально подготовленный человек, деятельность которого заключается в обучении чему-либо и воспитании. Получается, что понятие «педагог» более широкое, поскольку помимо преподавательских включает в себя воспитательные и наставнические аспекты, направленные на формирование человеческой личности. Школьный учитель — это разновидность педагога, но то же самое можно сказать и про воспитателя детского сада, спортивного тренера, а иногда и преподавателя вуза. 
Ну то есть школьный учитель может быть педагогом, а вот педагог вовсе не обязан быть именно учителем.
Читать дальше

Что думает общество о роли педагогов?

Учитель - профессия уважаемая, но трудная. Об этом говорят результаты всероссийского опроса, который провели эксперты исследовательского центра FEEDBACK ко Дню учителя. Его отметят в России 5 октября.
Так, 51% россиян считают работу учителя трудной и недостаточно вознаграждаемой, а для 33% она остается интересной и привлекательной, несмотря на все сложности.
Учитель по-прежнему важнее интернета: даже в эпоху цифровизации россияне продолжают доверять педагогам больше, чем информации в Сети или новым технологиям. Например, почти половина опрошенных в первую очередь обратились бы за советом или разъяснением сложной темы именно к учителю. Для сравнения: сайты и форумы выбрали бы 24%, нейросети - 5%, а блогеров - всего 3%.
Однако в отношении к профессии педагога есть и парадокс.

среда, 1 октября 2025 г.

«Конец лета — это не конец света. За октябрь!»

Октябрь — месяц ярких перемен, когда листья окрашиваются в насыщенные оттенки жёлтого, оранжевого и красного. Исторически сложилось так, что в альманахах октябрь описывается как переходный период, знаменующий окончание сбора урожая и начало подготовки к зиме. От полнолуния до забытых праздников — октябрь таит в себе множество сюрпризов. Как А. А. Милн написал в 1920 году, «конец лета — это не конец света. За октябрь!»
Истоки октября
На латыни «octo» означает «восемь» — это номер октября в римском календаре, где март был первым месяцем. Сейчас это 10-й месяц в григорианском календаре. В Старой Англии октябрь называли Winmonath, или «винный месяц», из-за того, что в это время года производили вино, согласно Старому фермерскому альманаху. Он также был известен как Winterfylleth, что означает «зимнее полнолуние», что сигнализировало о приходе зимы.

А.С. Пушкин. "Осень"

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.