воскресенье, 15 мая 2011 г.

"... подход должен быть сугубо исторический"

Многие родители школьников считают, что необходимо исключить из программы произведения древней литературы и литературы ХYIII века, мотивируя это тем, что эти произведения архаичны и непонятны детям. Правы ли они?
Об этом размышляет Геннадий Исаакович Беленький – член-корреспондент Российской академии наук, состоит в Отделении общего среднего образования, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО.
– Вне исторического подхода к литературе мы ничего не поймем. Говорят, можно отбросить какие-то эпохи, каких-то писателей. Сейчас, например, есть призывы обойтись без древней литературы. Говорят, что нужно убрать и Радищева, потому что он изучается в истории и никакого отношения к литературе не имеет.
Но послушайте, ведь «Слово о полку Игореве» – это такая вещь, без которой русская литература быть не может. Как же можно изучать предмет, который развивался и сохранил какое-то значение, отказавшись хотя бы от нескольких интересных произведений древности? Мы и так уже не изучаем произведения XIII-XIY веков. Но без литературы XYIII века не поймешь ничего остального. Что же это за человек, окончивший школу и получивший среднее образование, у которого обрублены представления об истории родного народа? Что же у него – история будет начинаться с Пушкина? Так не поймешь литературу позднейшую, а она ведь у нас возникла на основе того, что было сделано прежде. Так что подход должен быть сугубо исторический. Это не значит, что мы изучаем полный курс истории литературы, но школьники должны иметь представление об эпохе, в которой написано произведение. Попалась ему, например, книжка, которая написана в эпоху классицизма или символистами, а он историю литературы не изучал, а изучал только отдельные книги. Значит, за пределами его интересов оказывается колоссальнейшая литература с ее страданиями, мыслями, чувствами, и ничего этого он понять не сможет. Об этом говорил еще Лихачев: «Всякое произведение может быть понято только в историческом плане». Иначе будет вот такой Обломов, о котором пишут в «Матрице». Вы понимаете, ведь это же пишет не ученик, а писатель – о том, что Обломова будет расстреливать Захар! Это не просто непонимание эпохи, это непонимание Гончарова.
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий