пятница, 2 марта 2012 г.

Уроки русского: от упражнений к интерактивным диктантам

Если в начале XXI века и заниматься с учениками составлением учебных пособий, то они должны быть электронные и интерактивные. Одна из рубрик портала «Грамота.ру» (http://www.gramota.ru) называется «Интерактивные диктанты» (http://learning-russian.gramota.ru/idictation.html). Она представляет собой коллекцию текстов с пропущенными буквами и знаками препинания. Если пользователь наводит стрелочку мышки на место пропуска, то открывается меню из вариантов букв или знаков препинания, которые могли бы оказаться на месте пропуска. Выбрав ту букву или знак, который посетитель портала считает правильным, можно переходить к следующему пропуску. Когда все буквы и знаки препинания вставлены, нужно нажать кнопку «Проверить», расположенную под текстом, и посмотреть, сколько и в каких местах допущено ошибок. 
 Сотрудники портала любезно разрешили попробовать составлять такие диктанты моим ученикам из старших классов школы № 1199 г. Москвы («Лига школ») (www.liga1199.ru), и вот уже два года практически каждую неделю коллекция диктантов пополняется новым интерактивным упражнением, подготовленным кем-то из ребят (http://learning-russian.gramota.ru/idictation.html).
Составление интерактивных диктантов оказалось очень интересным и творческим делом. Диктант, подготовленный одним учеником, выполняют не только одноклассники и ребята из других классов, но и родители, выпускники, знакомые и незнакомые люди.  
При подготовке текста для интерактивного диктанта ученик должен не только найти орфограммы и пунктограммы, места возможной ошибки, но и предположить все возможные варианты ошибочного написания, то есть поставить себя на место другого человека. Кроме этого, что самое главное, для каждой орфограммы и пунктограммы ученик должен записать текстовое объяснение, то есть, пользуясь учебниками и справочниками, самостоятельно сформулировать его и определить, понятно ли объяснение потенциальному пользователю. Получается, что, помимо указанных выше качеств, составление интерактивных диктантов обладает огромным воспитательным потенциалом.
Итак, попробуем сформулировать некоторые выводы. Идеальная форма работы должна удовлетворять трем условиям: само правило должно быть целью деятельности, сам процесс должен быть для ученика активным и творческим, кроме этого, одним из этапов работы должен быть поиск орфограмм и пунктограмм в тексте. Примером такой деятельности является самостоятельная подготовка детьми интерактивных учебных пособий.

 Б.А. Панов
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий