На уроках литературы при изучении творчества писателей нужно накапливать запас так называемых микроцитат - ярких, коротких и хорошо запоминающихся словосочетаний, обязательно запоминая при этом и их автора. Они могут пригодиться одиннадцатиклассникам при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ. В качестве примера приведу замечательное высказывание Василия Розанова о Достоевском, а вы выберите из него "микроцитату".
Суть Достоевского, ни разу в критике не указанная (сколько я знаю её историю), заключается в его бесконечной интимности…
Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая, как будто не другого кого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда… Чудо творений Достоевского заключается в устранении расстояния между субъектом (читающий) и объектом (автор), в силу чего он делается самым родным из вообще сущих, а может быть, даже и будущих писателей, возможных писателей"
(В. Розанов. Чем нам Дорог Достоевский?, 1911).
Какие слова в этом высказывании запоминаются очень легко? Конечно же, это слова "самый интимный, самый внутренний писатель" (курсив, передающий особую интонацию этих слов, принадлежит самому их автору). Думаю, что такую маленькую цитату не только очень легко запомнить (да и ошибок в ней не сделаешь, разве что при большом желании!), главное - микроцитату легко ввести в собственный текст, интерпретировать, наполнить своим содержанием. Потому что эти слова одного из самых сложных и ярких философов и литературных критиков конца XIX - начала XX века близки любому нашему современнику, который понимает и любит творчество Достоевского.
Но разве только в сочинении по творчеству Достоевского можно использовать эти слова В. Розанова? Нет, конечно. Дело в том, что микроцитата имеет универсальный характер (термин Е. Ильина). При разговоре о другом писателе
Полностью читать здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий