Сегодня задача школы – воспитывать детей патриотами, прививать им любовь к русской культуре и русскому языку – ключевым национальным ценностям. Прекрасную возможность решить эту задачу предоставляет фольклор, а именно самый любимый детьми жанр – русские народные сказки. Это уникальный источник, позволяющий заглянуть в глубинную историческую память народа, понять систему его ценностей.
В сказках часто встречается тема, мимо которой, к сожалению, проходят порой даже большие знатоки сказочного фольклора. Это тема грамотности, письменности, чтения. Выражается она, как правило, в образах того или иного письменного источника – надписи, записки, письма, грамоты, указа и т. д., включая, конечно, книгу.
Каждому из нас знаком популярный сказочный сюжет: главный герой, будь он сын бедной вдовы Иван-дурак или Иван-царевич, отправляется "куда глаза глядят", попадает на распутье трех дорог и видит либо "бел-горюч камень" либо столб с надписью: "Налево пойдешь...". Остановимся и задумаемся: действие происходит в незапамятные времена, а Иван без труда читает эту надпись! Более того, человек, который до появления Ивана эту надпись сделал, тоже был грамотен и не сомневался, что любой, кто ее увидит, свободно ее прочитает и правильно поймет. Сюжет, связанный с грамотностью, письменностью, книжностью, встречается практически в каждой пятой русской народной сказке!
Не означает ли это, что славяне обладали письменностью задолго до просветительской деятельности святых Кирилла и Мефодия?
Если в процессе ознакомления детей с русским народным фольклором подчеркивать значимость русской культуры, школьники легко и естественно приобщатся к вековым культурным традициям русского народа, будут уважать его прошлое, полюбят свою малую родину, поймут, как важно быть образованными, эрудированными людьми. А учитель, организовав обучение с увлечением, получит возможность решить целый ряд важнейших образовательных и воспитательных задач.
Ссылка здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий