Финал поэмы А.А. Блока "Двенадцать" с появляющимся образом Христа вызывал у первых читателей и критиков больше всего недоумений и споров. Что это — грубое богохульство или ортодоксальная религиозность? Финал поэмы внушал серьёзные сомнения и самому Блоку. В ответ на упрёки в искусственности заключительных строк он ещё и ещё раз спрашивал себя, мог ли этот конец быть иным, сам удивлялся: “…почему Христос?” Ср. строки из дневника поэта: “…Чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос”.
“Что Христос идёт перед ними — несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними и другого пока нет; а надо Другого?” — так размышлял Блок в одной из записных книжек. “…Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа». Но я иногда сам ненавижу этот женственный призрак”. Для Блока Христос в его поэме — символическая условность. Как пишет В.Орлов, поэта “тревожило внутреннее несоответствие канонического образа «Спасителя» и «искупителя» идейно-художественной тональности поэмы”. Эта “страшная мысль” и преследовала Блока, но другого образа, равного по морально-этической ёмкости, ему не удалось найти, поэтому в 1921 году поэт заявляет уже твёрдо: “А всё-таки Христа я никому не отдам”.
Читать дальше здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий