среда, 28 марта 2012 г.

Он мечтал о «школе мудрости и мастерской гуманности»

  В конце XVI столетия, самыми распространенными учебными заведениями в Европе были церковные школы. Там давали только религиозное воспитание, а основными методами обучения были зубрежка и телесные наказания. 
  Ян АмосКоменский  ( чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ  Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы, 28 марта 1592, Нивница, Южная Моравия — 15 ноября 1670Амстердам)  мечтал о «школе мудрости и мастерской гуманности», о «школе радости», которая формировала бы настоящих людей, умеющих жить достойно и приносить пользу Отечеству. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане», — был уверен Коменский и начал создавать новую систему обучения.
   Двери своей школы он открыл для всех: и для мальчиков, и для девочек, и для богатых, и для бедных. Коменский первым ввел классно-урочную систему. В его школе было семь классов, и в каждом учились дети одного возраста. «Три первых класса должны служить возбуждению внешних чувств; столько же классов должно служить усовершенствованию понимания вещей и последний класс — возвышению умов к Богу». Каждый класс занимался в отдельной комнате с учителем. Для каждого был создан свой годовой курс занятий, чтобы ученики могли легко усваивать знания.
   Занятия не длились дольше шести часов, притом между ними делались перерывы на отдых. В первой половине дня ученики упражняли ум, суждение, память. Вторую часть посвящали упражнению рук, голоса, стилю, жестам. После каждого урока — перерыв; после завтрака и обеда — час для гуляний и развлечений; после дневной работы — восемь часов покоя и сна. Два раза в неделю все послеобеденное   время отводилось для частных занятий и развлечений.   Занимались дети только в классе, на дом им ничего не задавали. Коменского упрекали, что он дает детям слишком много свободы, но ученикам необходимо время для выполнения «кое-чего по собственному усмотрению», объяснял педагог-философ, чтобы потом они снова становились «склонными делать то, что должны делать по нашему мнению». Кроме того, вне школы ученики делают задания поверхностно — «таково уж свойство юности», — небрежно и с ошибками. А лучше уж ничего не делать, чем делать плохо.
 Интересно? Значит, читать здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий