вторник, 16 октября 2012 г.

" Возможно ль! первую любовь// Такою горечью облить"…

Важная особенность стихов сушковского цикла в том, что их написание совпало с открытием Лермонтовым поэзии Байрона. Многие мотивы цикла – неразделенной любви, памяти, разлуки, смерти и другие представляют собой реминисценции из его стихотворений. Однако связь с английским поэтом далеко превосходит сферу обычных литературных влияний. Свой собственный жизненный опыт Лермонтов интерпретировал в то время сквозь призму судьбы (а не только поэзии) Байрона, стремясь найти в своей жизни сходство с его жизнью. Для появления его произведений явились действительные события жизни Лермонтова и его собственное восприятие этих событий.
В этом плане, на наш взгляд, интересны два следующих стихотворения сушковского цикла: «Нищий» и «Я видел раз ее в веселом вихре бала».
Автограф стихотворения
 Лермонтова «Стансы»
 с портретом
 Е. 
Сушковой, 1830.
Стихотворение «Нищий» написано 17 августа 1830 года под впечатлением встречи со слепым нищим после посещения Лермонтовым, Сушковой, Столыпиным и другими богомолья в Троице-Сергиевской лавре. Нищий рассказал им о молодых «господах», бросивших ему камни вместо денег. В семье Столыпиных об этом случае рассказывали иначе: будто бы Сушкова сама из шалости подала нищему камень. Этот эпизод послужил основой для изображения жестокости и равнодушия Сушковой влюбленному в нее Лермонтову.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(I, 154)
Ноты горечи, мотивы несбывшихся надежд, отвергнутого чувства, характерные для лирики Лермонтова, получили в стихотворении поэтически емкое выражение.
Другое стихотворение, основанное на действительных фактах, повествует о драматизме любовных переживаний лирического героя. Это потрясающий портрет возлюбленной: перед его взором проносится «тень с насмешкою пустой», «лицо бесцветное и взоры ледяные» (I, 275). Но ведь это напоминает изображение медузы. Этот портрет рисовала уже не любовь, а сердце, изболевшееся от любви, которое только и может сказать: «Будь счастлива несчастием моим».
Так печально закончился этот «роман», о котором поэт сказал: «Возможно ль! первую любовь// Такою горечью облить…»
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий