Новелла (от итал. novella — новость) — это повествовательный прозаический литературный жанр, отличающийся краткостью повествования о чем-то новом, ранее неизвестном. Новеллу относят к малым формам эпической прозы. Часто ее сопоставляют с рассказом, однако она отличается от этой родственной ей малой формы эпической прозы более острым сюжетом, который порой граничит с парадоксальностью, а также отсутствием описательности и более строгим построением композиции новеллы.
Ссылка здесь
Жанр новеллы утвердился в 14 веке благодаря сборнику итальянских новелл Дж. Боккаччо «Декамерон». Вся книга была построена на том, что персонажи рассказывают друг другу новеллы.
Однако новелла в русской литературе — явление достаточно редкое. К новеллам русских писателей можно отнести «Повести Белкина» А. С. Пушкина.
Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Экспозиция факультативна. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот (т. н. пуант), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии.
Чем же новелла отличается от рассказа? Основными признаками новеллы являются предельная краткость, острый сюжет, нейтральность изложения, отсутствие психологизма, описательных элементов, а также неожиданная развязка. Действие новеллы, как правило, происходит в современном писателю мире. Особенность острого сюжета новеллы точно определил Гете: «Новелла — это свершившееся, неслыханное событие».
Но все же главную роль в этой малой форме эпической прозы играет неожиданная развязка. Как заметил один французский литературовед, «вся новелла задумана как развязка». Развязка может принимать и не совсем традиционный вид, когда новелла заканчивается описанием природы или погодных явлений. В этом случае речь идет о ложной развязке. У традиционной новеллы развязка имела морализаторские элементы. Однако постепенно авторы новелл стали отходить от нравоучительного тона и моральные критерии новеллы стали считать достаточно условными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий