Н. Г. Чернышевский был сыном священника, саратовского протоиерея, в отличие
от многих русских священнослужителей образованного и давшего сыну весьма
хорошее образование (античные языки, современные европейские и
восточные), достаточно сказать, что Николай часто писал отцу письма
по-латыни. Формально он окончил семинарию, но на самом деле обучение
было домашнее, экзамены сдавал экстерном. Отношение к отцу было в высшей
степени почтительное, да и духовная близость очевидна. Приведу отрывок
из письма (Воронеж, 1 июня 1846 г.): “Монастырь св. Митрофана очень
широк, но... вообще втрое менее нового собора; к тому же стеснен
столпами. <...> И до того тесно, что негде занести руку
перекреститься. <...> Иконостас мне понравился. <...> Вообще
собор должен бы быть несравненно великолепнее. Даже самая рака, в
которой покоятся мощи, не слишком богата” (ХIV, 14). И так далее, почти в
каждом письме — и из Москвы, и из Петербурга. А такое: “Целую ручку у
своего крестного папеньки” (ХIV, 118)?! А вот восклицание начинающего
студента (1846 г.): “Содействовать славе не преходящей, а вечной своего
отечества и благу человечества — что может быть выше и вожделеннее
этого? Попросим у Бога,
чтобы он судил нам этот жребий” (ХIV, 48). Не забудем и того, что его
сочинения по философии в семинарии считались богословскими достижениями,
их даже хотели издать. А проезжий епископ, останавливавшийся и
гостивший у саратовского протоиерея, называл его сына Николеньку
“надеждой русской церкви”. Да и очень долго философия была для него
“несравненно ближе связана с религиею, нежели русская история и
словесность” (отцу, 1850 г.; ХIV, 175). В университете на филологическом Чернышевский был любимым учеником
Читать дальше
Комментариев нет:
Отправить комментарий