среда, 6 марта 2013 г.

От синего до стального

или Поэтика цветовых  обозначений в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”
Психологическую функцию выполняет цвет в романе “История одного города”. Черный и белый цвета, доминирующие в облике Угрюм-Бурчеева, выражают его противоречивую натуру и склонность к крайностям. Они формируют тот психологический настрой, обусловливающий неумение героя примириться с неудачей, его отречение от жизни, в которой разбита мечта, и добровольное предпочтение смерти.
При помощи цвета М. Е. Салтыков-Щедрин умело раскрывает бессознательные процессы внутренней жизни своих героев, их подавленные желания, нереализованные мечты. Каждый его персонаж - это один или несколько цветовых штрихов, звучащих в унисон и выражающих не только основные черты характера, но и подсознание человека.
Зачастую цветовые обозначения содержат в себе оценку не только нравственных качеств персонажей, но и происходящих событий. В этой связи можно говорить о морально-оценочной функции цвета.
Безусловно, цвет в произведениях Салтыкова-Щедрина является источником настроения. Колористические образы создают определенную эмоциональную атмосферу радости, счастья, тревоги, печали, тоски, неясных предчувствий. Они часто становятся вестниками грядущих событий, пророчат и предупреждают, как, например, желтый цвет, сопряженный в романе «История одного города» со значением смерти, предупреждает о неизбежной гибели, одержимого идеей "достигнуть" счастья.
Цветообозначения у Салтыкова-Щедрина синтезируют в себе различные смыслы,  
Читать дальше

1 комментарий:

  1. I enjoyed your post. It’s a lot like college – we should absorb everything we can but ultimately you need to take what you’ve learned and apply it.
    Earthmoivng Spare Parts

    ОтветитьУдалить