В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж — это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман «Преступление и наказание». Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя — портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. «Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли», — говорит о Достоевском известный философ Бердяев.
Необыкновенно интересны портреты у Достоевского, они совсем не похожи на своих литературных предшественников, и в то же время портрет у Достоевского выполняет свою неизменную функцию: рассказывает о человеке как можно больше. Портреты у
Ф. М. Достоевского одновременно схематичны и символичны, они молниеносно выхватывают главные детали.
В портрете Раскольникова нет ничего особенного, он красив, хорошо сложен, высок, «с прекрасными темными глазами». Но при всей его схематичности имеются яркие, выделяющиеся детали: одежда-рубище, «слишком приметная шляпа» (как терновый венец) — создают чуть ли не образ Христа, восходящего на Голгофу.
Красив и Свидригайлов, но его лицо — это маска, губы слишком алы для его возраста, глаза слишком ярки. Такая красота завораживает, Свидригайлов — это дьявол.
Соня — полная его противоположность. Маленькая, худенькая, в шляпе с пером. Это образ ангела с голубыми глазами и перьями, то есть крыльями за спиной. Она похожа на ребенка, да и все любимые герои Достоевского похожи на детей (Лизавета, Соня). Дети, по Достоевскому, — Христов образ, в Библии сказано: «Будьте как дети». То есть будьте негреховными существами.
Полностью читать здесь
Необыкновенно интересны портреты у Достоевского, они совсем не похожи на своих литературных предшественников, и в то же время портрет у Достоевского выполняет свою неизменную функцию: рассказывает о человеке как можно больше. Портреты у
Ф. М. Достоевского одновременно схематичны и символичны, они молниеносно выхватывают главные детали.
В портрете Раскольникова нет ничего особенного, он красив, хорошо сложен, высок, «с прекрасными темными глазами». Но при всей его схематичности имеются яркие, выделяющиеся детали: одежда-рубище, «слишком приметная шляпа» (как терновый венец) — создают чуть ли не образ Христа, восходящего на Голгофу.
Красив и Свидригайлов, но его лицо — это маска, губы слишком алы для его возраста, глаза слишком ярки. Такая красота завораживает, Свидригайлов — это дьявол.
Соня — полная его противоположность. Маленькая, худенькая, в шляпе с пером. Это образ ангела с голубыми глазами и перьями, то есть крыльями за спиной. Она похожа на ребенка, да и все любимые герои Достоевского похожи на детей (Лизавета, Соня). Дети, по Достоевскому, — Христов образ, в Библии сказано: «Будьте как дети». То есть будьте негреховными существами.
Полностью читать здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий