Клён - сквозной образ лирики С. Есенина.
Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из
Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из
характерных черт крестьянского быта (Кленёночек маленькой матке Зелёное вымя сосёт. - “Там, где капустные грядки”, 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении “Клён ты мой опавший”. Попутно заметим, что клён появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, пьёт, скандалит, болен духовно, влюблён в жизнь и разрушает её в себе самом.
И неудивительно, что образ клёна создавался под сильным влиянием
И неудивительно, что образ клёна создавался под сильным влиянием
народных традиций “деревного” образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчётливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клён.
Например, кленёночек маленький, старый клён, клён на одной ноге,
Например, кленёночек маленький, старый клён, клён на одной ноге,
подгнивший под окнами клён, клён опавший, клён заледенелый, приметный
клён, клёнов голых, мой бедный клён и т.п. Все эти эпитеты с первого
взгляда кажутся обычными, примелькавшимися, часто встречавшимися в
фольклорных произведениях. Однако внимательное изучение есенинских
эпитетов показывает, что они нетривиальны даже в контексте всего
творчества поэта и характерны только для стихов о клёне.
Все “кленовые” эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана - реальности и образности
Читать дальше
Все “кленовые” эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана - реальности и образности
Читать дальше
Комментариев нет:
Отправить комментарий