На многих страницах романа "Доктор Живаго" мы находим описания обычной неприкрашенной жизни — быт оказывается для Б. Пастернака крайним выражением серьёзности и одухотворённости. И этому находится теологическое объяснение. "До сих пор считалось, что самое важное в Евангелии — нравственные изречения и правила, заключённые в заповедях, — говорит Николай Николаевич Живаго, — а для меня самое главное то, что Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности. В основе этого лежит мысль, что общение между смертными бессмертно и что жизнь символична, потому что она значительна”.
"Свет повседневности” разливается в романе и освещает даже такие сюжеты, которые, казалось бы, должны быть окрашены в самые мрачные тона ужасами времени и войны. В ключевые и даже в роковые моменты своей жизни любимые персонажи Пастернака находят повседневные и непраздничные слова. Так Лара прощается с умершим Живаго: "И вот она стала прощаться с ним простыми, обиходными словами бодрого бесцеремонного разговора, разламывающего рамки реальности и не имеющего смысла, как не имеют смысла хоры и монологи трагедий, и стихотворная речь, и музыка, и прочие условности, оправдываемые одною только условностью волнения. Условностью данного случая, оправдывавшего только натяжку её лёгкой, непредвзятой беседы, были её слёзы, в которых тонули, купались и плавали её житейские непраздничные слова”.
На полях: Предложите ученикам проанализировать стихотворения Б.Пастернака «Когда разгуляется» (1956) и М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (1937) (как мы помним, именно Лермонтову посвящена книга Пастернака «Сестра моя — жизнь»). Есть ли что-то общее в этих стихотворениях (на уровне мотивов, синтаксиса, композиции, на звуковом уровне и т.д.)? |
Ощущение прелести и величия жизни охватывает Юрия Живаго, когда он наблюдает за приземлённым разговором хозяйки со своей коровой. От мелюзеевских сараев взгляд Юрия Андреевича перемещается вверх, к мерцающим звёздам, и он не только не видит контраста между тем, что здесь и что там, а наоборот, ощущает неразрывное единство мира, в котором сиюминутное и обыденное равноценно высокому и вечному: "Но-но, не балуй, тпрусеня, я те дам, дьявол, бодаться, — шёпотом уламывала её хозяйка,
Читать дальше
Комментариев нет:
Отправить комментарий