суббота, 21 марта 2015 г.

Смысл названия романа «Доктор Живаго», или Преодоление смерти

«Смерти не будет» — такое название автор предполагал дать своему роману, когда начал работать над ним. На ранних рукописях под этим заглавием Б. Пастернак поместил эпиграф, указывающий источник этих слов — «Откровение Иоанна Богослова» (21, 4): "И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет: ибо прежнее прошло”.
Как мы помним, роман начинается сценой похорон матери главного героя: "Шли и шли и пели «Вечную память», и когда останавливались, казалось, что её по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра. Прохожие пропускали шествие, считали венки, крестились. Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали «Живаго». «Вот оно что. Тогда понятно». — «Да не его. Её». — «Всё равно. Царствие небесное. Похороны богатые»”.
Однако уже в этой первой сцене отражена идея преимущества жизни над смертью. Прежде всего потому, что во время похорон "шли и пели «Вечную память»”. По религиозным представлениям, человек, ушедший из земной жизни, переходит в жизнь вечную, а значит, ни о какой смерти как о полном исчезновении речь идти не может. Кроме того, здесь впервые появляется фамилия главного героя романа — Живаго. На церковнославянском "живаго” — форма винительного и родительного падежей от прилагательного "живой”. А значит, перед нами оксюморон — получается, что хоронят живого.
На полях:
Эпитет "живой”, да и само понятие "жизнь” очень
часто встречается не только в прозе, но и в лирике
Пастернака. Эти слова почти всегда несут большую
смысловую нагрузку. Предложите ученикам найти
цитаты в прозе/лирике Пастернака, где
обыгрываются эти понятия.
И уже через несколько страниц тему преодоления смерти поднимает дядя Юры Живаго, причём он говорит о ней как о научной проблеме, которую сложно, но всё же можно разрешить: "А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и её будущему преодолению. Для этого открывают математическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пишут симфонии”.

Слова "жизнь” и "живой”, встречаясь в романе как бы невзначай, очень многое говорят о происходящих событиях и героях. Так, думая о Юрии Андреевиче ещё в госпитале, Лара подмечала в нём его живость: "Странный любопытный человек, — думала она. — Молодой и нелюбезный. <…> Но умный в лучшем смысле слова, с живым подкупающим умом”. Об отношениях Живаго с Ларой далее читаем: "Работа часто и живо сталкивала Живаго с Антиповой” (курсив мой. — Е.Л.).
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий