суббота, 15 ноября 2025 г.

Итоговое сочинение. Основная часть

                                 
Связки для перехода от вступления к основной части
→  В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
→ Вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведениям русской (классической) литературы.
→ За примерами, подтверждающими мою позицию, обратимся к произведениям художественной литературы.
→ Размышляя о..., обращусь к произведению (желательно назвать жанр, ФИО автора, название произведения), в котором описывается история, ситуация и т.п. ....
→ Размышляя над этим вопросом(-ами), приходим к ответу:... (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
Основная часть состоит из двух абзацев, в которых приводятся примеры, иллюстрирующие тезис, из литературных произведений и других источников (смотри аргументы), рассуждения по теме. Она строится по следующей схеме: тезис — литературный аргумент — микровывод + тезис — литературный аргумент — микровывод.
Структура аргумента. Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому, что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . .», «автор произведения считает…», «писатель убеждает читателей в том, что...»  и т.п.
Речевые модели для аргументов
Обращение к тексту.
→ Так, в лирическом стихотворении (название произведения) поэт (ФИО) обращается к теме…
→  Тема (….) затрагивается в романе…(ФИО автора, название произведения).
→ Тема (...) раскрывается в произведении… (ФИО автора, название произведения).
→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(ФИО писателя) в...(название произведения).
→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(ФИО автора, название произведения).
→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (ФИО автора, название произведения).
→ Вспомним героя повести… (ФИО автора, название произведения). 
→ Обратимся к роману… (ФИО автора, название произведения).
→Лирический герой стихотворения … (ФИО автора, название произведения) размышляет об этом (обращаемся к тезису).
Интерпретация произведения или его фрагмента.
Автор повествует о… Автор описывает случай/ситуацию… Поэт показывает…Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Писатель акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о ... Этому герою/поступку автор противопоставляет... Писатель осуждает… Писатель ставит в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…Писатель считает, что… Таким образом, автор пытается донести до читателя мысль о…. Проанализировав данный пример, приходим к выводу...
Речевые модели для заключения
В заключение можно сделать вывод… Невольно напрашивается вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: … Итак, можно сделать вывод, что… Приведенные в сочинении аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что... Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
(Цитата) «...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о… Автор текста считает, что .… К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой « »?

Комментариев нет:

Отправить комментарий