В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.
Масленица, приготовленная к сожжению |
В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях он проходил по-разному.
Так, в Онежской и Архангельской губерниях в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку, в которой лежал вымазанный суриком мужик. А на реке Тавда распорядители проводов -- Масленица и Воевода -- совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напастей обряд. В других местностях "король" праздника иногда произносил положенные ему торжественные речи.
В некоторых губерниях участники процессии носили чучело Масленицы в корыте или люльке. В действе участвовали "поп" (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти, хотя эту роль мог исполнять и мужчина), "дьякон" с "дьячком", а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, в котором чучело помещали в сани, что везли не лошади, а мужчины. После чучело сжигали, считая что это принесёт людям хороший урожай.
Ссылка здесь
Так, в Онежской и Архангельской губерниях в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку, в которой лежал вымазанный суриком мужик. А на реке Тавда распорядители проводов -- Масленица и Воевода -- совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напастей обряд. В других местностях "король" праздника иногда произносил положенные ему торжественные речи.
В некоторых губерниях участники процессии носили чучело Масленицы в корыте или люльке. В действе участвовали "поп" (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти, хотя эту роль мог исполнять и мужчина), "дьякон" с "дьячком", а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, в котором чучело помещали в сани, что везли не лошади, а мужчины. После чучело сжигали, считая что это принесёт людям хороший урожай.
Ссылка здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий