Пробовали ли вы вести диалог не с человеком, а с текстом? «А разве можно задавать вопрос тексту? – спросите вы. – Ведь текст не может ответить на наши вопросы! Он нас не слышит! Или всё-таки можно найти ответы на свои вопросы в написанном?» В «Диалогах» древнегреческий философ и учёный Платон говорит, что хороший вопрос – причина всякого успеха, а плохо поставленный вопрос – причина всяких затруднений. А откуда же берётся вопрос? Как он возникает? «Из удивления», – отвечает Платон. Прочитали – удивились – задумались – задали вопрос. Сегодня мы удивляемся всё реже и реже. Люди, родившиеся в мире радио, телефона, телевизора, компьютера, теряют способность удивляться. Но удивление, по словам другого древнегреческого философа, Аристотеля, – начало познания. Мы встречаем что-то новое, непривычное – удивляемся – чувствуем желание объяснить себе это необычное и непонятное. Так рождается вопрос. Попробуем же отнестись к тексту как к удивительному, необычному явлению. И будем задавать вопросы!
Итак, первый вопрос – к названию произведения. Почему «Война и мир»? Почему «Преступление и наказание»? Ладно, попроще: почему «Колобок»? Почему «Дюймовочка»? «Вишнёвый сад», наконец? Действительно, первые вопросы задаются ещё до чтения. Сначала обдумаем заголовок. Проанализируем его: о чём, скорее всего, будет текст? Кто герой? Где происходит действие? Почему? Какие проблемы, вероятно, волнуют автора? Представьте себе, что вы ещё не читали сам текст. Замечательно, если вы его действительно не читали! Набросайте сначала вопросы к названию, а потом попытайтесь на них ответить. Оказывается, в названии заключена проблема, назван герой и дана его характеристика, указано место или время, почему-то важное для писателя… Почему? Мы, словно Шерлок Холмс и доктор Ватсон, разгадываем загадки, расшифровываем тайнопись, выдвигаем гипотезы. И ещё очень полезный вопрос, который можно задавать перед изучением чего-то нового: «А что я об этом уже знаю?»
Продолжение следует.
Ссылка здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий