Говорить о пушкинской Татьяне нелегко - так много слов сказано о ее возвышенном характере и серьезности, самобытности и "русской душе", самоотверженности и чистоте. Не случайно многим пушкинистам предмет разговора кажется исчерпанным. Другие исследователи полагают, что "милый идеал" нашего поэта все еще таит в себе непроясненные черты. Свидетельство тому - названия статей М.А.Кармазинской и Т.М.Николаевой: "Загадка Татьяны" , "Еще раз о загадочной Татьяне".
Самокиш-Судковская Е. Встреча Онегина с Татьяной на балу |
Продолжаются споры вокруг поведения героини в последней главе романа "Евгений Онегин" и даже сомнения в его "идеальности".
Пушкин создавал последнюю главу, будучи женихом Н.Н.Гончаровой. По мнению А.А.Ахматовой, "Пушкин считал себя впервые влюбленным по- настоящему". Надеясь обрести счастье в семейной жизни, в "обители дальной трудов и чистых нег", поэт сожалел о "шумной и бесплодной" молодости, опасался возможного страшного наказания за прошлое. В письме, датированном 2 февраля 1830 года, Пушкин называет бывшую возлюбленную К.Собаньскую "демоном", а ее существование считает "жестоким и бурным". Н.Н.Гончарова в письмах Пушкина предстает "ангелом", поэт говорит о религиозном восприятии ее красоты (красота, напоминающая о Богоматери). К Собаньской обращены такие слова: "Но что такое душа? У нее нет ни взора, ни мелодии" (XIV, 64). Иные порывы и устремления находим в письме Н.Н.Гончаровой от 21 авг. 1833 г.: "Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица" (XV, 73).
Н.Н.Гончаровой после замужества предстояло превратиться из уездной барышни в великосветскую даму. Как показала Я.Л.Левкович, роман в стихах содержит идеальный итог превращения, а в переписке восстанавливается его "процесс". Позднее, в письме от 21 октября 1833 года, поэт говорил, что "беспорочность поведения" замужней женщины "относится не к тону, а к чему- то уже важнейшему" (XV, 87).
Читать здесь
Читать здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий