вторник, 21 февраля 2012 г.

Дичайший мастер по речевой древесине

Кручёных Алексей Елисеевич. Фактура слова. Сдвигология русского стиха. Апокалипсис в русской литературеДекларации 1922-1923 годов. Факсимильное воспроизведение трех книг Кручёных в одном файле: "Фактура слова" 1923, "Сдвигология русского стиха" 1922, "Апокалипсис в русской литературе" 1923.
Алексей Елисеевич Кручёных (1886—1968) — русский поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от житейской грязи, утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями».
1913 год. Петербург. В самодеятельном театре ставят оперу Алексея Елисеевича Крученых «Победа над солнцем». Тема ее — борьба техники против сил природы. Победа над космосом и биологией.  
Реакция на оперу была настолько бурной, что, когда публика начала вызывать автора, администратор объявил: 
Его увезли в сумасшедший дом!
Впечатление он производил сильное. Не меньшее, чем его стихи. Владелец московской типографии, напуганный дикой внешностью Крученых и содержанием его книжки, говорил поэту: «Дайте расписку, что претензий к нам не имеете. Заплатите три рубля и поскорее забирайте свои изделия!» Три рубля пришлось собирать по всей Москве. Денег у футуристов не было. 
Кручёных и в преклонном возрасте любил пошутить. Такой специальный крученыховский юмор.  
– Алексей Елисеевич, – спрашивали его – вы Блока помните? 
– Однажды я был на обеде у Владимира Галактионовича Короленко, и Владимир Галактионович мне сказал: когда я ем, я глух и нем. 
– А Блок? 
– А Блока там не было, – ответил Крученых. 
Или это все-таки не юмор, а какое-то отклонение? Не может же нор-мальный человек написать «Дыр бул щыл убещур». Но нормальные люди вообще стихов не пишут. А Кручёных – поэт… 
Ссылка здесь и здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий