"В поэме «Мёртвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас.» (Н. Гоголь).
Образы живых душ создаются в поэме исключительно на лирическом уровне. Живые и мёртвые души не могут столкнуться на уровне сюжета.
Как же воплотились в поэме образы живых душ?
Во-первых, в образе автора, болеющего за Россию, видящего в своем литературном труде путь к улучшению нравов, искоренению порока.
Образы живых душ создаются в поэме исключительно на лирическом уровне. Живые и мёртвые души не могут столкнуться на уровне сюжета.
Как же воплотились в поэме образы живых душ?
Во-первых, в образе автора, болеющего за Россию, видящего в своем литературном труде путь к улучшению нравов, искоренению порока.
Во-вторых, в поэме представлены образы людей из народа, которые несут в себе как раз живое начало: в авторском лирическом отступлении в начале седьмой главы на наших глазах оживают крестьяне, купленные Чичиковым у Собакевича, Коробочки... Автор, как бы перехватывая внутренний монолог своего героя, говорит о них как о живых, показывая воистину живую душу умерших или беглых крестьян.В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мёртвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» — мир духовности. В нём не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нём есть души — бессмертные человеческие души.
На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и тёплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто,
Иване Колесо, Степане Пробке. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своём? Как перебивались?"
Ссылка здесь
Ссылка здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий