понедельник, 11 ноября 2013 г.

Проблема творческой свободы художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Кибрик Е.А.
 Иллюстрация к повести
 Н.В.Гоголя «Портрет». 1977
Центральной в повести Н. В. Гоголя  «Портрет» становится проблема свободы художника.  Свобода – это возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов.  Формальная свобода предполагает возможность выбора из  альтернатив, выбора между добром и злом.  Такая свобода присуща естеству человека, она неистребима.  О другой свободе говорит Господь: «познаете истину, и истина сделает вас свободными». Обозначим эту свободу как моральную.  Моральная свобода понимается, как возможность реализовывать свой выбор.  Вместе с тем такая свобода ограничена, прежде всего,  падшим естеством человека. Апостол Павел говорит: « доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.» ( Рим 7, 18-19).    Эта свобода предполагает усилие: «царство небесное, силою берется».  ( Мф 11,12.).  Человек может обращать свою свободу против воли Бога. Именно такое противление показывает Гоголь  на примере истории души Чарткова. Подобные примеры имеются в Св. Писании. Первомученик Стефан обращается к иудеям: «вы всегда противитесь Духу Святому». ( Деян 7,51). 
В «Портрете»  Гоголь различает две свободы: внешнюю и внутреннюю. Внешняя свобода, в его понимании, предполагает независимость в материальном смысле, а также  свободу выбора.  Внутренняя свобода - это прежде всего свобода от страстей. Если сначала художник Чартков, несмотря на то что в нём были зерна тщеславия,Читать дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий