воскресенье, 12 августа 2012 г.

Подруга дней его суровых

Арина (Ирина, Иринья) Родионовна ЯКОВЛЕВА, крепостная М. А. ГАННИБАЛ, няня А. С. ПУШКИНА.
Стоит произнести ее имя — и почти каждый, выросший в русском культурном пространстве, скажет, кто она такая. Более того, он не сможет назвать ни одной другой няни, бабушки или мамы — воспитательниц гения. Некоторые литературоведы даже изрекли, что не будь такой няни, не знала бы Россия солнца своей поэзии.  
Ариной ее стали звать в хозяйском доме, следуя моде того времени давать своим слугам иностранные имена или произносить на чужой манер. Получив в 1799 году вольную, она осталась у Пушкиных и нянчила их детей. Она была нянькой старшей сестры Пушкина Ольги и его младшего брата Льва, но не ходила за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщина и дядька Никита КОЗЛОВ, провожавший гроб с телом поэта и в последний путь. И все же только ее Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах, говорил, что она стала прототипом няни Татьяны Лариной. Видимо, на самом деле крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Эта ее роль особенна важна тем, что в детстве поэта «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык».
Когда Александра отправили учиться в Царскосельский лицей, его общение с няней надолго прервалось. Судьба вновь свела их в Михайловском, которое было определено новым местом его ссылки. Вот тогда Пушкин назвал ее «подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», тогда написал и «Буря мглою небо кроет», когда вновь слушал и записывал вслед за своей няней сказки. Она его звала ангелом, а для него была мамушкой. Может, в этом и кроется тайна их отношений. Ведь ни с матерью, ни отцом у Пушкина не было нежных отношений.  Кого поэту было еще любить и помнить?
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий