среда, 12 декабря 2012 г.

Пришелец-пророк и языковой вопрос

Он не был космополитом, но, любя народы, считал себя в отношениях с правительствами экстерриториальным. Виктор ШКЛОВСКИЙ, «Жили-были».
«Светило науки», «великий гуманист», «рыцарь правды», «верный слуга научной истины» — это все о нем. Пусть и пафосно, зато справедливо. Бодуэн де Куртенэ «не был ничьим учеником, не принадлежал ни к одной школе», как заметил академик Л.Щерба, но стал Учителем для ряда выдающихся языковедов, основателем по крайней мере трех лингвистических школ — казанской, петербургской и варшавской. Он основоположник фонологии и морфонологии. С его именем связывают появление новых направлений в языкознании — социолингвистики, психолингвистики, структурной лингвистики, теории универсалий, теории коммуникации. По количеству упоминаний в российском «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (Москва, 1990) он уступает только Соссюру с Гринбергом да Щербе с Виноградовым, но в статье «социолингвистика» имени Бодуэна нет. Автор более шестисот научных работ был академиком Краковской академии, членом-корреспондентом Петербургской, почетным доктором многих университетов. Но кроме несомненных заслуг перед наукой близкие ему по духу люди ценили в Бодуэне замечательные человеческие качества — бескорыстие и честность, отсутствие самомнения и чванства, нетерпимость ко всякого рода насилию и несправедливости. Наверное, он производил впечатление пришельца из другого мира. Пришельца, который в состоянии понять мир окружающий, но не в состоянии его принять.
Читать дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий