понедельник, 8 апреля 2013 г.

Есть ли у отличника призвание

В романе Жоржи Амаду "Капитаны песка" не было сомнений, кому из героев — трудных и весьма трудных подростков — чем заниматься, когда они вырастут. Они росли без родителей, они обитали в пакгаузе, они вели совсем не праведную жизнь, их слуха не касались речи педагогов, — однако один за другим эти ребята всё сильнее чувствовали каждый свое призвание. Призванием одного из них стала живопись, призванием другого — богословие, призванием третьего — борьба за права бедняков, были и вовсе сомнительные и неблаговидные "призвания" — но они были отчетливыми. Чего часто, увы, не скажешь о призваниях отличников, наших с вами соотечественников и современников. Эти люди неплохо разбираются в школьных предметах, но порой не знают, куда же поступать.
На всякий случай у отличника ровные успехи по всем предметам — и никакой из них не интересен ему особенно. Такой ученик не прочь был бы чем-либо заинтересоваться — и спрашивает себя: что же мне интересно, что же? Но — не дает себе ответа, подобно гоголевской Руси из "Мёртвых душ". Правда, Русь всё же куда-то несется — а отличник топчется на месте, не зная, куда ему поступать.   Отличник хотел бы что-то сделать, чтобы стало интересно, но не имеет понятия, что делать.
Воспитание чувств
Вопрос не только в том, чтобы что-то делать. Вопрос, главным образом в том, чтобы этому радоваться. Хорошо бы именно радоваться тому, что вы делаете. Если вы просто слушались взрослых всю жизнь и были спокойным человеком, беспроблемным для родителей и учителей, нужно, чтобы что-то вас для начала всё-таки волновало и радовало. Из-за безрадостности, из-за собственной безрадостной послушности часто и важный выбор бывает трудно совершить.
Читать дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий