Овладение грамотным письмом начинается с умения предвидеть в устном слове (перед его записью) и видеть в письменном слове «точки» применения правил, т. е. возможные орфограммы. Это умение называют орфографической зоркостью. Ее формирование опирается на знание особых примет в словах — опознавательных признаков «точек» применения правил, т. е. орфограмм. У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:
— у орфограмм — гласных букв: безударность гласных (като́к, стена́, положение гласных после шипящих и ц (жёлудь, цирк);
— у орфограмм — согласных букв: стечение согласных (ясный, бумажка), конец слова (холод, нож);
— у орфограмм — букв ь и ъ: а) у разделительных ъ и ь наличие звука [й’] после согласной (с[й’э]м, сем[й’а]); б) у неразделительного ь наличие мягких согласных в стечении согласных (ночной, се[л’]дь, ко[н’]ки, ба[н’]тик), наличие шипящих на конце слова (рожь, горяч, спрячь, ешь, сплошь, лишь), наличие в произношении глаголов [ца] (купаться, купается);
— у орфограмм — больших букв: начало предложения, наличие собственных имен (Байкал) и собственных наименований (Великая Отечественная война);
— у небуквенных орфограмм: наличие не и ни, предлогов и союзов, приставок в-, во-, кое-, по-, суффиксов -либо, -нибудь, -таки, -ых (-их), -ому, -ему, сложных слов, конец строки.
Опознавательные признаки усваиваются постепенно.
Читать дальше
Комментариев нет:
Отправить комментарий