вторник, 6 сентября 2011 г.

КАК ПОМОЖЕТ МАНЕЧКА?

«Ты что это там, Манечка, так громко читаешь!?» – «Историю, мама». – «Так читай про себя». – «Да в Истории, мамочка, про меня ничего не написано» (журнал «Сатирикон»).
Комизм описанной ситуации очевиден, а вот в её языковой природе стоило бы разобраться. Эта сценка может помочь освоить один из непростых навыков, который необходим не только для продуктивной работы на уроках русского языка, но и для успешной сдачи экзаменов, когда требуется найти в тексте словосочетание с указанным видом синтаксической связи – согласованием, управлением или примыканием.
Картинка 3 из 120059Как показывает практика, русский язык легче понять, чем выучить… Разберемся на примере текста «про Манечку», как работает здесь эффект грамматической омонимии сочетаний читай про себя - читай про себя и каким видом связи соединены слова в каждом из них. Читай (как?) про себя, то есть 'не вслух'. Про себя здесь – наречие, а наречие – неизменяемое слово, следовательно, примыкает к главному. Читай (про кого?) про себя – то есть 'о себе'. Здесь зависимое слово стоит в определенной падежной форме, то есть управляется главным, следовательно, это управление.
Теперь пора вспомнить о том, что слова в предложении могут быть связаны между собой либо сочинительной, либо подчинительной связью, то есть различают два вида связи: сочинение и подчинение.
Сочинение - это соединение синтаксически равноправных или не зависящих друг от друга элементов: однородных членов в простом предложении (кошки и собаки; медленно, но верно; пришёл, увидел, победил) или частей предложения (сложносочиненного и сложного бессоюзного).
Подчинение - это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов в предложении, а также частей сложноподчиненного предложения). В словосочетании между словами существует только подчинительная связь.
Ссылка здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий