«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» - это стихотворение из цикла «Персидские мотивы» было написано Есениным во время поездки на Кавказ. В зимние месяцы 1924-1925 года, когда поэт жил в Батуми, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей, Шагандук Нерсесовной Тальян (на снимке). Они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с отъездом поэта из Батуми их знакомство оборвалось, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах Есенина, написанных в марте, а потом и в августе 1925 года.
Рассказывает Владимир Исаевич Астахов, который тридцать лет руководил музеем-заповедником в Константинове, а сейчас является его почетным научным сотрудником и главным консультантом.
- Когда я узнал, что ещё жива Шагандук Нерсесовна Тальян и что живет она в Ереване, у меня возникла цель: во что бы то ни стало поехать в этот город, чтобы почувствовать атмосферу Батуми, пройтись по его набережной, вдохнуть запах кофеен и, конечно же, повидать ту, которая побудила поэта создать образ персиянки Шаганэ. Приехал. Пятиэтажка, заветная дверь. Нажимаю кнопочку звонка, дверь открывается - пожилая женщина с целой копной седых волос и ясными карими глазами. «Вы откуда?» - спрашивает она. «С родина Есенина».- «О, заходите!»
Прежде всего она показала мне книгу «Любовь хулигана» с надписью Есенина: «Дорогая моя Шаганэ, вы приятны и милы мне». А потом рассказала, что у нее была также рукопись со стихами поэта. «Но перед войной, году в 1937-м, пришел молодой журналист. Мне бы держать при себе это самое главное свидетельство нашего с Есениным знакомства и никому не отдавать, а он взял якобы для публикации, и все - не принес».
А на прощание я сказал этой милой интеллигентной женщине: «Как было бы хорошо, если бы вы побывали в Константинове». Сказал без особой надежды, ведь это четыре тысячи километров. Но какова же была моя радость, когда мне однажды сообщили: ожидайте Шагандук Нерсесовну Тальян. Вышел я из дома - она идет! Приятная получилась встреча, а главное, когда посетители музея узнали, что сама Шаганэ к нам пожаловала, выстроились к ней за автографами. Какое же надо было иметь ей здоровье, чтобы сделать подписи всем из образовавшейся тут же огромной очереди! У одной женщины не нашлось на чем поставить автограф, так она протянула гостье паспорт. Та засмущалась сначала, но потом расписалась прямо на паспорте. А когда мы провожали Шагандук Нерсесовну, то ее поразил своей красотой Успенский собор, который она увидела перед Рязанью.
Ссылка здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий