понедельник, 17 апреля 2023 г.

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ 9.3 ОГЭ

   


Сочинение 9.3. представляет собой развернутый ответ на вопрос (например,  ЧТО ЭТО ТАКОЕ?) Это рассуждение – объяснение, которое состоит из цепи логически связанных между собой мыслей. Высказывая их, ты приходишь к определённому выводу.

1 вариант: карта-схема, синквейн; 2 вариант: простое клише, подбор слов ассоциаций, определения понятий с пропущенными словами.

 Работа над понятием.  Приём 1. «Слово- ассоциация»

Задание. Напишите в столбик слово счастье и придумайте ассоциации к каждой букве слова. С какими понятиями вы связываете для себя это слово?  

                   С – самостоятельность

                           Ч      честность, чувственность

         А      авантюрность

          С     смелость, сила

Т   твёрдость

 Ь                    

            Е    естественность

      Приём 2. Синквейн (схема)

Синквейн   — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

     1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

    2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль

    3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы

     4 строка – фраза, несущая определенный смысл

     5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Счастье

Подлинное, личное 

Улыбается, заполняет, светится

Когда близкие люди рядом

Семья

   Таким образом, вы даёте определение понятию «счастье». Запишите его в свою карту-схемуЭто определение - первый абзац вашего сочинения. В этом же абзаце вы пишите комментарий к данному определению.

 Подробный план написания сочинения 9.3

Часть (абзац)

Содержание

Варианты начала абзацев (словосочетания, предложения)

1-ый

Т

 абзац

езис (мысль, которую надо раскрыть, доказать).

Ваша задача: объяснить предложенное понятие.

1.      Риторический вопрос и ответ на него/серия риторических вопросов и ответ(ы) на них. Напрмер:

Что такое смелость? Мне кажется, смелость – это качество, которое характеризуется (проявляется)… (дать определение).

Я думаю, что дружба – это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии, взаимопонимании, честности.

Я считаю, что…

Я уверен, что…

2. Именительный темы:

Смелость… Как редкого в современном мире можно встретить по-настоящему смелого человека.

Любовь… Пожалуй, это одно из самых сильных чувств. Именно ради любви совершаются смелые поступки.

3. Сочинение можно начать с известного высказывания, цитаты. Например:

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил Ф. М. Достоевский: «Сострадание есть величайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не должен называться человеком, если он не способен на сочувствие, на добрые поступки.

Закончить первый абзац необходимо словами:

Попробую доказать сказанное на конкретных примерах из текста и моего жизненного опыта.

Для подтверждения своих слов перейду к тексту Ф.И. О. автора.

Немало подобных примеров можно найти в русской художественной литературе.

Чтобы доказать сказанное, обратимся к русской литературе.


2-ой абзац

Аргумент (=доказательство, пример) № 1 (из прочитанного текста)

Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо проанализировать его образ в аспекте этого понятия.

С одной стороны, пример (указать понятие) показывает нам в своем тексте  Ф.И. О. автора.

Пример настоящей смелости показан в тексте  Ф.И. О. автора. Его герой …

В тексте Ф.И. О. автора рассказывается о смелости, которую проявляет…

В тексте Ф.И. О. автора говорится о том, что …

3-ий абзац

Аргумент (=доказательство, пример) № 2 (из жизненного опыта)

Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения.

Ваша задача - привести пример с похожей ситуацией и проанализировать его в аспекте данного понятия.

В произведении  название и  Ф.И. О. автора   рассказывается о …

Яркий пример (смелости,дружбы, добра и др.) представлен в произведении название и  Ф.И. О. автора   Главный герой …

4-ый абзац

Заключение, вывод.

Ваша задача – сделать вывод из сказанного.

Помни! Вступление и заключение должны быть родственны друг другу. Заключение – это возвращение к началу, то же самое, но уже другими словами, на другом уровне!

Таким образом, …

Итак, …

В заключение хочу сказать, что …

Подводя итог сказанному, хочется отметить/повторить, что …

Приведённые мною примеры убеждают нас втом,что…



 

Обрати внимание!

Как работать с текстом?

1. Найти в нём ключевые слова. 

2. Определить и сформулировать идею. 

3Выяснить, разобраться, через какой поступок, какой эпизод раскрывается тема или то понятие, о котором вы пишете.

 Что значит  жизненный опыт?

Жизненный опыт - это опыт многих поколений (пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции; опыт людей, компетентных в определённых областях, учёных, профессиональных сообществ; опыт близких, родных, знакомых людей;  собственный жизненный опыт; примеры из художественных произведений.

Пример аргумента из жизненного опыта

 - Второй пример приведу из собственного жизненного опыта. В детстве я мечтала о собаке, а мои родители были против. Но однажды, придя домой из школы, я неожиданно увидела маленького щенка. Оказывается, мама с папой решили сделать мне сюрприз и подарить собаку. В этот момент я почувствовала себя самой счастливой, потому что, когда мечты сбываются,- это счастье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий