Продолжение статьи
Таким видом деятельности, который бы обеспечивал глубокое понимание, долговременное запоминание и требовал личной творческой активности, является преобразование формы представления информации. На уроках математики и физики, например, функцию можно представить и в виде формулы, и в виде графика4. При изучении правописания подобным преобразованием материала из одной формы в другую можно считать перевод текстовой формулировки правила в блок-схему алгоритма.
Таким видом деятельности, который бы обеспечивал глубокое понимание, долговременное запоминание и требовал личной творческой активности, является преобразование формы представления информации. На уроках математики и физики, например, функцию можно представить и в виде формулы, и в виде графика4. При изучении правописания подобным преобразованием материала из одной формы в другую можно считать перевод текстовой формулировки правила в блок-схему алгоритма.
Рассмотрите примеры.
Текстовая формулировка правила для 5-го класса.
Сложными называются прилагательные, содержащие несколько корней. Существует три случая, когда между корнями сложного прилагательного требуется поставить дефис:
1. если прилагательное обозначает оттенки цветов (например, ярко-красный, сине-зеленый);
2. если прилагательное обозначает стороны света (северо-западный, юго-восточный);
3. если в словосочетании, от которого образовалось слово, был союз и или его туда можно легко подставить (например, физико-математический).В остальных случаях сложные прилагательные пишутся слитно.
Блок-схема, составленная по этому правилу:
Подобные схемы ученики успешно составляют практически для любого правила. Если правило состоит из множества пунктов и содержит слова-исключения, то алгоритмы получаются достаточно сложными. После того как схема нарисована, ее сразу можно проверить на конкретных примерах при выполнении обычного упражнения. Для сложных правил у ребят могут получиться различные схемы, и тогда стоит обсудить, чей алгоритм работает эффективнее (то есть для проверки подавляющего большинства слов требуется сделать меньше шагов). Если в классе оказываются ученики, интересующиеся программированием, то работа, начатая на уроке русского языка, может быть продолжена на уроке информатики или дома: алгоритм можно превратить в действующую компьютерную программу. На уроке, посвященном составлению блок-схемы, может быть не сделано ни одного упражнения, исписано совсем немного бумаги, но правило оказывается прочно закрепленным в памяти и применяется без ошибок, о чем свидетельствуют оценки за контрольные работы, проведенные как на следующем уроке, так и через полгода.
Б.А. Панов
Ссылка здесь
Продолжение следует
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий