Он родился в 19 веке, а творил и умер уже в 20-ом. Небольшое селение Багдади вблизи города Кутаиси прославилось тем, что его переименовали в Маяковский. В нем родился один из интереснейших поэтов современности, но многие сельчане думали, что это переименование было в честь отца поэта – лесничего, умного и уважаемого среди крестьян человека.
Детство среди привольной, величественной, прекрасной природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.
Я знаю:
глупость – эдемы и рай!
Но если
пелось про это,
должно быть, Грузию, радостный край,
подразумевали поэты!
Поступает в Кутаисскую гимназию, но на школьной скамье ему не сидится: слишком привлекательно революционное движение. Хочется быстрее стать взрослым, хочется изменить мир к лучшему.
В 1908 году от заражения крови умирает отец, и семья перебирается в Москву, где Володя мог бы учиться на художника (это была его мечта). Два года учёбы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы – Маяковский не мог отказаться от революции, она казалась ему возможностью переустройства жизни. В училище Маяковский изучал живопись.
Был арестован за подпольную работу. За участие в подготовке побега политзаключённых Маяковский попадает в Бутырскую тюрьму, где проводит без малого год. Там впервые он начинает писать стихи. Впоследствии он так оценивал результаты своих поэтических опытов: «Вышло ходульно и ревплаксиво». Стихи были отобраны тюремщиками и затерялись в архивах, однако сам поэт считал именно это время началом своей творческой карьеры.
«Хочу делать социалистическое искусство», - так Маяковский определил цель своей жизни в 1910 году. Знакомство с Давидом Бурлюком было очень важным для всей жизни Маяковского. В нём он нашёл и друга, и единомышленника: они оба были убеждены, что новая жизнь – это новое искусство, и этим искусством назвали футуризм.
«Мы пойдём на улицы Москвы, в гущу народа и станем…читать стихи… Мы, революционеры искусства, обязаны выступить с проповедью нового искусства по всем городам России… Мы должны и можем делать феноменальные явления и в искусстве, и в жизни. Возьмём мир за бороду и будем трясти…облапим весь мир земной и повернём в обратную сторону… Всё человечество – наше – и никаких разговоров!..»
Маяковский знакомится с людьми, оказавшими влияние на становление его поэзии. Это – Анатолий Крученых, Велемир Хлебников и, конечно же, Давид Бурлюк. Они совместно создают одну из литературных групп русских футуристов, которую называют «кубофутуристами». Именно под знаком футуризма развивается творчество Маяковского.
Футуризм (от лат. futurum - будущее) как литературный метод и направление зародился в Италии в начале 10-х годов ХХ века. Однако в России был известен лишь манифест итальянских футуристов, но ещё не были переведены их стихи, поэтому русские футуристы в значительной мере формировались самостоятельно. Кубофутуристы отличались прежде всего резким неприятием всей предшествующей культуры, отрицали современное устройство общества и резко, до скандальности, обличали его в своем творчестве – чего стоят сами названия их сборников «Дохлая луна», «Пощёчина общественному вкусу».
Вот фрагмент из одного стихотворения В.В. Маяковского - поэта-футуриста.
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Октябрьскую революцию 1917 года поэт принял восторженно. Новый строй оказался его символом веры, которому Маяковский посвятил и своё творчество, и свою жизнь.
Однако он не был «придворным поэтом», Маяковский слишком ясно видел общественные недостатки. Две главные опасности, угрожавшие, по мысли поэта, созданию нового общества, - мещанство и бюрократизм – были отчётливо проявлены в пьесах «Клоп» и «Баня».
В 1919 – 1920 годах Маяковский работал в РОСТА - Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Эти рисунки вывешивались прямо на витринах агентства, и их стали называть «Окна РОСТА».
Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В его произведениях конца 20-х годов всё чаще стали возникать трагические мотивы. Крайне обострилась его личная жизнь. Всё это привело к трагедии – в 1930 году Маяковский покончил жизнь самоубийством.
Похоронная процессия в Москве.
Могила поэта на Новодевичьем кладбище.
Один из современников Маяковского Юрий Олеша сказал о нём однажды: «Когда я вспоминаю Маяковского, я тот час же вижу эти глаза… Они на меня смотрят, и мне кажется, что в мире становится тихо, таинственно. Что это за взгляд? Это был взгляд гения…»
Ссылка здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий